5 шагов на пути к крутому фрирайду. Как правильно свалить с трассы.

31.01.14

Тебя манят горы, много раз ехал по крутому склону на одной или двух параллельных? Если да, значит, ты знаком со словом фрирайд.

Фрирайд - это спуск по удаленным от ухоженных трасс и подъёмников диким склонам (еще их называют “бэккантри”). Еще это сказочные пейзажи, чувство “последнего человека на земле”, лавинная опасность и нетронутый снежный покров.

Чувствуешь, что тянет - спроси себя насколько ты хорош на трассе. Твой контроль и техника должны быть на уровне в разных типах снега.

Во время фрирайда на вершину поднимаются либо на своих двоих, на ратраке, либо на вертолете, в зависимости от условий. Дальше, самая интересная часть - спуск. К ней, если опыта нет, стоит основательно подготовиться. Мы поможем разобраться.

Шаг первый. Проверяем технику катания.

 

Часть райдеров приходит во фрирайд через большой опыт каталки по трассам, но есть и такие, кого свобода без флажков захватывает с первого спуска. Каждый поворот - это неожиданность и разнообразие. Сравнивая два подхода, можно сказать, что то, что ты оттачиваешь на трассе, делается, чтобы свободно поехать на фрирайде.

Больше гора, больше техники. На трассе можно и ножку потянуть, и рукой пройтись по снегу, и перед девочками зарисоваться. На фрирайде ты на ходу в очень быстром темпе принимаешь миллион решений, переходишь с жесткой твердой поверхности в невесомый мягкий пухляк, в котором райд ощущается словно серфинг.

Нет основной общей техники катания вне трассы. Есть лишь совокупность всего опыта, который ты набрал за то время, пока катался. За время спуска на одной линии тип рельефа может меняться до 10 раз, и даже больше. Вроде как начал по пухлому снегу с резким углом наклона, потом полетела корка. Меняешь тип катания, а дальше надутый наст, жесткий снег. На нем сложно удержаться! Еще дальше какие-то скалы... И эта смесь постоянно меняется в течение твоего движения по склону.

Шаг второй.  Готовим снарягу.

Ты - лыжник. Чем твои лыжи длиннее, тем они стабильнее и предсказуемее на скорости. При увеличении длины лыж теряется маневренность,  тебе будет труднее резко поворачивать, а о прыжках можешь забыть. Фрирайдеры-профи, исходя из своего опыта подбирают длину «под себя». Чем шире лыжа, тем увереннее ты будешь держаться. Формула универсальной длины - рост + 5 см.

Ты - бордист. Твоя доска для фрирайда должна быть более длинная. Весь центр тяжести для такой доски находится немного с задней части, выбирай среднюю мягкость или жесткую доску. Зона под ногами должна быть более жесткая, чем спереди и сзади. Длину доски для фрирайда ты определяешь, отнимая от своего роста 10 см.

Не стесняйся спросить консультанта в магазине, опытного райдера  и своего инструктора, как выбрать шлемы, крепы, ботинки, маску и дополнительную защиту. Хорошая экипировка - залог того, что на склоне все твое внимание будет сосредоточено на катании.

Телефон - это конечно хорошо, но и он может выйти из строя или выпасть из кармана. Посмотри на горе, где север и запомни. Лучше еще и компас захвати! Экономить на оборудовании для безопасности нельзя. Не стесняйся возить рюкзак с лопатой. Есть противолавинные рюкзаки с самонадувающейся  подушкой, которая делает тебя легче снега.

 

Шаг третий.  Ищем компанию и спот.

 

Готовься к тому, что в горах кроме тебя и твоей команды не будет больше никого. Идти надо лишь с проверенными людьми, теми, кому не боишься доверить собственную жизнь. В идеале, это должны быть твои близкие друзья или же профессиональные инструктора с большим опытом катания.  Уверенность в том, что тебя дождутся на повороте, если ты съехал с пути, должна равняться 100 +1 процентам.

Одному ездить ни в коем случае нельзя. Группа минимум из трех человек (лучше больше). Всегда должен быть тот, кто будет смотреть за ведущим, тот, кто будет открывать склон, вести первую линию. Еще один запасной, контролирующий безопасность. 

Когда чувствуешь, что готов, лучшим способом организовать фрирайд-выезд будет расспросить местных, где у них тут катают. Находи людей, общайся. Альтернативный способ - катание с гидами. Ты нанимаешь гида, и он показывает спот по уровню катания. Однако, кататься с парнями-локалами гораздо веселее, это мы тебе по собственному опыту говорим :) 

В нашем путешествии в Грузию мы совмещаем и первое, и второе, поэтому будь уверен в том, что получишь кайф от каталки вместе с крутыми ребятами-инструкторами, а вечерком за глинтвейном будешь разбирать курьезные моменты и планировать следующий спуск.

Чтобы стать крутым фрирайдером, выбирай каждый сезон новые споты. Катай с теми, кто опытнее, смотри на технику и меняй локации спусков. 

В грузинском Гудаури есть домашние споты, начни с них. Фрирайд спуски размещены на территории курорта и на них легко учиться. На удаленном расстоянии более сложные места. Туда можно и нужно ехать с группой опытных гидов, за апгрейдом техники и саморазвитием.

undefined

Шаг четвертый. Преодолеваем страхи и опасности.

 

Чем красивее и круче склон, тем он опаснее. Лавины подстерегают на каждом шагу. Все, что ты видел в кино -  реальность. Риск уменьшается лишь с опытом. Изучай, как устроен снег и как ведут себя разные типы.

Пухляк - это недавно выпавший, нетронутый, мягкий снег. Катание по такому снегу оставляет ощущение, что ты плывешь в невесомости. В нем также проще всего поворачивать, контролировать скорость и закантовку. Но пухляк может быть помехой на начальных этапах фрирайда, катаясь по нему, очень важно контролировать скорость. Если будешь ехать слишком медленно, то завязнешь в нем. А выкапываться  - очень тяжелое и неблагодарное дело. Жесткий снег - следующая стадия пухляка, после того, как по нему   прокатилось много райдеров. На таком снегу много неровностей и жестких поверхностей, на нем отлично учиться, и он требует более агрессивного стиля катания. 

Ехать по насту - значит ехать по  корке твердого снега, накрывающей мягкий снег. Наст формируется под влиянием солнца и ветра, которые плавят верхний слой пухляка, а затем холодный воздух замораживает его обратно. По сути наст - это почти лед. Когда температура воздуха становится выше нуля, снег начинает таять и наполняется водой, превращаясь в мокрый.  Повороты в мокром снегу сложнее, чем в мягком, требуют больших усилий, чем при обычном катании.

После пары спусков ты будешь его ненавидеть так же сильно, как влюбишься в пухляк. Лед. Он полностью противоположен мягкому снегу - жесткий, гладкий и опасный. На самом деле, на склоне мало настоящего льда. Обычно это твердый снег, несколько раз растаявший и замерзший по новой. На ледовой поверхности очень трудно кантоваться и тормозить.

Хороший инструктор, прежде чем ехать с группой на фрирайд, введет каждого райдера в курс дела и обязательно добьется позитивного фидбека и понимания. Как проезжать тот или иной снег, останавливаться, что делать, если что-то случилось, каким образом минимизировать риск - этому всему нужно научиться, чтоб если бабахнет, ты вышел сухим из воды.

Ко всему упомянутому добавь погоду. Это тот самый случай, когда просто классно катать - недостаточно. Светит солнышко, все хорошо, а через пять минут набегает туча, и уже ничего толком не видно. Все елки, как чужие. Пропускаешь поворот и грустишь: вместо снежка окунулся в местную речку.  

Скорее всего, в первый раз ты испугаешься. Это ок. Каждый борется с этим по-разному. Нет единой аксиомы. Ищи свой путь. По нашему опыту, очень помогает каталка с опытными чуваками. В страшном кулуаре, в котором может сойти лавина, пропуская такого райдера вперед, ты следишь за ним и внутренняя уверенность повышается. Если он может, то и ты проедешь. Это не просто удача, а техника, контроль над собой, правильный подход к спуску и выбору местности, опыт и практика. 

Слепой удачи в горах не будет, они не прощают ничего. Любая ошибка стоит жизни. Это серьезно, учитывай это.

 

undefined

Шаг пятый. Спрашиваем - слушаем. Опыт райдеров SpotGuide.

 “Абсолютное счастье, когда под ногами не твердая поверхность, а мягкая. Это похоже на серф. Ты паришь. Очень тонкое управление. Чем круче уклон, чем круче снег, тем больше можно наваливать и получать удовольствие.

Перешагнув через предел, открываются новые горизонты. Человек ведет себя совсем иначе, когда рискует. Ты меняешься. Это не слепая охота за адреналином. Да, это острые ощущения, но риск должен быть оправдан и подкреплен опытом, знаниями, проверкой и временем. 

Повышай сложность проезда постепенно, от простого - к сложному. И не бойся ничего, кроме собственной паники. Ее лучше отключить сразу перед каталкой.

Фрирайд - это что-то типа приобретения спиритического опыта. Восприятие спуска меняется, когда тебя перестает ограничивать трасса. Ничто не сравнится с ощущением первооткрывателя, когда ты прокладываешь свою собственную линию по свежему снегу. 

Чем больше опыта, тем больше кайфа. Можно катать всю жизнь и ссать, а можно за пару лет наваливать как Бог. Чем лучше ты катаешься, тем лучше у тебя фрирайд, да и любое катание, неважно на трассе или нет. Будь вечно голодным к новым результатам и все получится.

Тренируйся и думай головой. Физуха - это хорошо, плюс мозги - еще лучше.

Сам себя не соберешь в кучу - никто не поможет.

Проезды и технику можно подсмотреть у других более опытных, выспросить у инструктора, высмотреть в фильмах. Чем больше опыта в куче, тем лучше.

Катай много с нами и без нас и будь здоров!”

не пропусти тусовку


 

*мы не присылаем спам
и держим твой адрес в секрете

Мы планируем путешествия
заранее, и быть первым всегда
приятно. Можно выбрать
лучшую комнату на вилле или
сэкономить на перелете.

Подпишись на анонсы
поездок и информацию о
спотах по всему миру.

19
февраля

Фрирайд Сванетия+Гудаури

Журнал Spot Guide

кайт
21 января

Кайт и приключения на Занзибаре

Занзибар – одно из немногих мест в мире, где комфорт, красота и безопасность тусят в одном месте. Широкие песчаные пляжи с белым, как мука песком и черными, как асфальт людьми, кокосо...

читать далее
кайт
27 августа

ТУРЕЦКАЯ РИВЬЕРА. Геково 2014

Геково - одно из немногих мест в Европе, где дует по расписанию, красивая природа, куча активностей и достопримечательностей, не нужны визы для СНГ и поездка не стоит космос денег. Здесь удачно соб...

читать далее
кайт
15 июля

Споты сентября: где кататься на кайте?

Мы подобрали лучшие споты сентября и готовы предложить путешествия по этим направлениям

...
читать далее
Яндекс.Метрика